Ива́н Анто́нович Ефре́мов (1908—1972) — русский советский писатель-фантаст

Описание: Интересные статьи на политические, исторические и социальные темы.
Модератор: Solder

Solder M
Автор темы, Гуру
Гуру
Аватара
Solder M
Автор темы, Гуру
Гуру
Возраст: 39
Репутация: 33
Сообщения: 659
С нами: 6 лет 3 месяца
Откуда: Корпус 72 (Назаровская 5/8)
ICQ

Сообщение #1 Solder » 28.02.2016, 19:04

Изображение

Ива́н Анто́нович Ефре́мов (1908—1972) — русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и общественный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952).

Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке...

Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную (e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику – это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и т.п.

За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам....

То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики – «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира.

Ефремов, как известно, не был членом КПСС Хрущёва и Брежнева, но был глашатаем коммунизма, до последних дней жизни.

В своих книгах показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества".

Иван Антонович был советским человеком, строителем социализма - первой стадии коммунизма.

И верил в коммунистическое Будущее планеты Земля и всего человечества.

Твари, порождения Старого Мира - подточили и уничтожили ПЕРВУЮ ПОПЫТКУ построения Нового Мира.
(Об этом есть и в книгах Ивана Антоновича, в той же "Туманности Андромеды", например: "Кое-где случались восстания,
поднимавшиеся отсталыми приверженцами старого, которые по невежеству пытались найти в воскрешении прошлого лёгкие выходы из трудностей, стоявших перед человечеством".)

Но ефремовские слова: "Но неизбежно и неуклонно новое устройство жизни распространилось на всю Землю, и самые различные народы и расы стали единой, дружной и мудрой семьёй. Так началась ЭМВ — эра Мирового Воссоединения, состоявшая из веков Союза Стран, Разных Языков, Борьбы за Энергию и Общего Языка" - дают надежду, даже в самые чёрные дни нынешних реалий.:

"Третье произведение о далеком будущем, после «Туманности Андромеды» и «Сердца Змеи», явилось неожиданностью для меня самого. Я собрался писать историческую повесть и популярную книгу по палеонтологии, однако пришлось более трех лет посвятить научно-фантастическому роману, который хотя и не стал непосредственным продолжением моих двух первых вещей, но также говорит о путях развития грядущего коммунистического общества.

«Час Быка» возник как ответ на распространившиеся в нашей научной фантастике (не говоря уже о зарубежной) тенденции рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных. Подобные произведения, получившие название романов-предупреждений, или антиутопий, были бы даже необходимы, если бы наряду с картинами бедствий показывали, как их избежать или уж по крайней мере как выйти из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества.

Другим полюсом антиутопий можно считать немалое число научно-фантастических произведений, от мелких рассказов до крупных романов, где Счастливое коммунистическое будущее достигнуто как бы само собой и люди эпохи всепланетного коммунизма страдают едва ли не худшими недостатками, чем мы, их несовершенные предки, – эти неуравновешенные, невежливые, болтливые и плоско-ироничные герои будущего больше похожи на недоучившихся и скверно воспитанных бездельников современности.

Оба полюса представлений о грядущем смыкаются в единстве игнорирования марксистско-диалектического рассмотрения исторических процессов и неверии в человека.

Своим романом мне хотелось возразить таким произведениям и тем самым последовать трем важнейшим утверждениям В. И. Ленина, которые удивительным образом упускались из виду создателями моделей будущего общества на Земле.

Невообразимая сложность мира и материи, которую мы только начинаем постигать во второй половине XX века и о которой он предупреждал три четверти столетия назад, потребует исполинской работы для существенных шагов в познании.

Переход к бесклассовому коммунистическому обществу и полное осуществление мечты основоположников марксизма о «прыжке из царства необходимости в царство свободы» не просты и потребуют от людей высочайшей дисциплинированности и сознательной ответственности за каждое действие. И наконец, сейчас как никогда более уместно вспомнить рекомендацию В. И. Ленина, данную писателю-фантасту А. А. Богданову: показать разграбление естественных ресурсов и природы нашей планеты капиталистическим хозяйствованием.

В «Часе Быка» я представил планету, на которую переселилась группа землян, они повторяют пионерское завоевание запада Америки, но на гораздо более высокой технической основе. Неимоверно ускоренный рост населения и капиталистическое хозяйствование привели к истощению планеты и массовой смертности от голода и болезней. Государственный строй на ограбленной планете, естественно, должен быть олигархическим. Чтобы построить модель подобного государства, я продолжил в будущее те тенденции гангстерского фашиствующего монополизма, какие зарождаются сейчас в Америке и некоторых других странах, пытающихся сохранить «свободу» частного предпринимательства на густой националистической основе.

Понятно, что не наука и техника отдаленного будущего или странные цивилизации безмерно далеких миров сделались целью моего романа. Люди будущей Земли, выращенные многовековым существованием высшей, коммунистической формы общества, контраст между ними и такими же землянами, но сформировавшимися в угнетении и тирании олигархического строя иной планеты, – вот главная цель и содержание книги.

Если удалось это хоть в какой-то мере показать и тем помочь строителям будущего – нашей молодежи – идти дальше, к всестороннему совершенству людей коммунистического завтра, духовной высоте человечества, тогда моя работа проделана не напрасно.

Август 1968 г."

5 января 1957 года в первом номере журнала "Техника - молодёжи" началась публикация романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды" - этапного в развитии советской фантастики. Это произведение даже противники коммунистической идеологии называли "удачной утопией будущего". А советские читатели - "беспрецедентным романом".

Впрочем, почему утопия? Некоторые научно-технические предсказания Ивана Ефремова из этой и других книг стали реальностью. Например, открытие месторождения алмазов в Якутии и ртутных руд на Южном Алтае, электронная книга, трехмерное телевидение и т.п. Однако основой творчества Ивана Ефремова были рассуждения о морально-этическом развитии общества, человеческих ценностях. Не случайно главной наукой будущего в его книгах является история, а соотношение горя и радости мерилом уровня развития цивилизации.

Общество будущего у Ивана Ефремова не существует в рамках только одной планеты. А потому имеет смысл привести цитату из советского фантастического фильма, который вышел на экраны через 16 лет после опубликования "Туманности Андромеды". Речь идет о картине Будимира Метальникова "Молчание доктора Ивенса". "Что гласит первый закон Земли"? - спрашивает земного ученого член инопланетного экипажа. И услыхав, что таких законов нет, а земляне разделены границами, социальными и этническими барьерами, с горечью констатирует, что Земля еще не созрела для контактов с другими цивилизациями. Иван Ефремов видел Землю как общий дом. И, похоже, знал дороги к этому дому. Не случайно действие "Туманности Андромеды" происходит в эру Великого кольца. Далее за ней идет Эра встретившихся рук. По терминологии Ивана Ефремова, мы остались в Эре разобщенного мира.

Приходится констатировать, что пока реальностью из всех социальных прогнозов Ивана Ефремова стал самый худший вариант общественного устройства, описанный в романе "Час Быка". Этот роман - предупреждение вышел в конце 60-х годов прошлого века. Он о социальной и нравственной катастрофе на планете Торманс, в которой царит разрушающий и сжигающий души ад при жизни. Сам писатель говорил о "взрыве безнравственности", за которым последует "величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры". Царит на Тормансе олигархия, народу остается борьба за выживание и пошлая массовая культура. Эта картина, похоже, сейчас давно утратила границы.

Что касается "Туманности Андромеды", то это произведение долгие годы было не просто фантастическим романом для читателей в СССР, а потом и в России, но и нравственным ориентиром, показывающим, каким может быть человек при разумном устройстве общества, самодисциплине, стремлении к развитию. Теперь оно, похоже, забыто, либо для многих "скучно и малопонятно". На одном из общественных форумов в 2011 году известный российский журналист, претендующий на грамотность и третейские суждения, услышав выражение "идеология "Туманности Андромеды", долго не мог успокоиться. И публично обвинил произнесшего это в неадекватности. И не потому, что он не любит Ивана Ефремова. А потому, что он его не читал. И "Туманность Андромеды" в его понимании - это что-то из космоса. Где-то далеко. А про роман он, очевидно, никогда и не слышал.

Почитайте на форумах в интернете отзывы молодых людей о других произведениях Ивана Ефремова. Души их часто глухи, а потребности сродни потребностям насекомых. Не это ли "Час Быка"? Но беда даже не в этом. а в том, что себе подобным они считают весь мир. "У Ефремова две студентки в "Лезвии бритвы" во время поездки по Средиземноморью обсуждают памятники архитектуры. Этот Ефремов, что не знает, о чем говорят между собой студентки"? - цитата с форума на сайте, посвященном творчеству Ивана Ефремова. Нет, он не знал таких студентов. А если и знал, то не считал данную патологию нормой.

Возможно, сам Ефремов никогда не встречал в современном ему обществе людей, в точности похожих на героев "Туманности Андромеды". Таких как Дар Ветер, Мвен Мас, Веда Конг или Эвда Наль. Но многие черты их людям моего поколения были понятны, близки, различимы в толпе и заставляли совершенствовать себя и окружающий мир. Кстати, Иван Ефремов никогда не лакировал советскую действительность. Темы репрессий, преступности, нравственных пороков звучат в книгах, посвященных современному ему периоду. И как отголоски - в будущем. Не случайно в "Туманности Андромеды" одной из задач воспитания в школах является противодействие подобному. Судьба ученого Мвен Маса ("Туманность Андромеды"), который ради этически сомнительного, но яркого научного открытия подверг риску жизни тех, кто помогал ему, - пример того, как в будущем могут решаться подобные проблемы. Мвен Мас раскаивается в своём поступке, добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения - убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить, руководствуясь только личными желаниями и страстями. От дальнейшей деградации его спасает любовь и чувство ответственности перед доверившимися ему людьми.

В "Туманности Андромеды" есть несколько сюжетных линий. Любителю фантастики будут интересны космические путешествия героев, те, кто интересуются историей, найдут в книге много нового из этой области знаний. В книге есть описания педагогики будущего, вызвавшие в советское время много дискуссий, как и тема семьи и взаимоотношений мужчины и женщины. У Ефремова вся система жизни и работы человечества в будущем устроена именно так, чтобы человек мог получать радость и удовольствие. Опасным психическим симптомом в понимании Ивана Ефремова является потеря интереса к жизни. Равнодушие по Ефремову - это тоже симптом болезни.

Сам Иван Ефремов вспоминал о времени работы над книгой: "Так и остался у меня в памяти период работы над "Туманностью Андромеды" как время полного уединения, тишины, время, когда передо мной был только письменный стол и звёздное небо, как бы придвинувшееся, приблизившееся ко мне".

А для нас, тех, кого в 1980-е годы называли советской молодежью, романы Ефремова - "Туманность Андромеды", "Час Быка", "Лезвие бритвы" были глотком воздуха, вселявшим веру в то, что жизнь может и должна быть иной.

Что касается самого автора произведения - Ивана Антоновича Ефремова, учёного-палеонтолога, создателя нового научного направления - тафономии, писателя и философа, его личность и жизнь до сих пор остаются загадкой. Идеи Ивана Ефремова настолько опережали время, в котором он жил, что уже при жизни появились слухи, что Ефремов - инопланетянин, индийский йог и т.п. Во всяком случае, человек, обладающий экстраординарными способностями.

Иван Ефремов скончался 5 октября 1972 года, а через месяц после его смерти в квартире писателя сотрудники КГБ СССР провели обыск. По факту смерти завели уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года. И это еще одна тайна Ивана Ефремова.
Вложения
Efremov.pdf
АДСКОЕ ПЛАМЯ
АЛМАЗНАЯ ТРУБА
АТОЛЛ ФАКАОФО
БЕЛЫЙ РОГ
БУХТА РАДУЖНЫХ СТРУЙ
ВСТРЕЧА НАД ТУСКАРОРОЙ
ГОЛЕЦ ПОДЛУННЫЙ
"КАТТИ САРК"
ОБСЕРВАТОРИЯ НУР-И-ДЕШТ
ОЗЕРО ГОРНЫХ ДУХОВ
ОЛГОЙ-ХОРХОЙ
ПОСЛЕДНИЙ МАРСЕЛЬ
ПУТЯМИ СТАРЫХ ГОРНЯКОВ
ПЯТЬ КАРТИН
ТЕНЬ МИНУВШЕГО
ЭЛЛИНСКИЙ СЕКРЕТ
ЮРТА ВОРОНА
(1.57 МБ) 1769 скачиваний
Сердце змеи (сборник).zip
"Сердце змеи" сборник рассказов
(2.24 МБ) 1879 скачиваний

Вернуться в «Социально-политический раздел»

Кто сейчас на форуме (по активности за 3 минуты)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость